поиск по сайту ▼
Факультет естествознания БГПУ им. М. Танка
Республика Беларусь, г. Минск,220030, ул. Советская, 18 корп. 3, 1 этаж, каб. 117
Телефоны: (+37517) 311 22 60
(+37517) 311 22 61
Декан: (+37517) 311 22 58
E-mail: estfac@bspu.by
Лето 2023
Положение о кафедре географии и экологии человека
Информация о кафедре
Профессорско-преподавательский состав кафедры:
|
|
|
|
|
|
![]() |
![]() |
|
Должность: доцент кафедры географии и экологии человека Профессиональная деятельность: окончила с отличием географический факультет БГУ в 1981 г; с 1981г инженер НИЛ озероведения географического факультета БГУ, 1981-1985 г.г. – обучение в аспирантуре при кафедре почвоведения и геологии БГУ, которое в 1985г. - было совмещено с педагогической работой в должности преподавателя кафедры физической географии МГПИ имени М.Горького и кафедры физической географии СССР БГУ; с сентября 1986 г. – штатный преподаватель кафедры физической географии МГПИ имени М.Горького (БГПУ). Учебная работа: в настоящее время читает курсы лекций:
Область научных интересов и научная работа:
Другие виды деятельности:
Публикации за последние 5 лет: Опубликовано более 40 работ, наиболее значимые: 1. Науменко Н.В. Теоретическая и практическая подготовка студентов педагогических специальностей к реализации идей концепции устойчивого развития / Науменко Н.В., Стреха Н.Л. // Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор: тез. Материалов участников Междунар. Симп. – Минск: БГПУ, 2016. – С. 79–80. 2. Человек и мир: 3-й кл.: тестовые задания: для учреждений общ. Сред. Образования / Н. В. Науменко, Г. Т. Дылько. – Минск : Экоперспектива, 2016. – 34 с. 3. География. Тестовые задания: 6-й кл.: пособие для учащихся учреждений общ. Сред. Образования с рус. Яз. Обучения / Н. В. Науменко, Э. В. Какарека, М. М. Ермалович. – Минск: Экоперспектива, 2016. – 43 с. 4. Инновационные методы на уроках географии и во внеклассной работе.: инновационные подходы к организации урочной и внеурочной деятельности по географии и экологии: пособие для учителей учреждений общ. Сред. Образования с белорус. И рус. Яз. Обучения / Н. В. Науменко, Э. В. Какарека. – Минск: Экоперспектива, 2016. – 127 с. 5. Непрерывность экологического образования и воспитания как гарантия устойчивого развития личности и общества / Торхова А.В., Науменко Н.В., Какарека Э.В. // Биологическое и экологическое образование: теория, методика, практика: материалы III международной научно-практической онлайн конференции. 2016. С. 75-80. Санкт-Петербург - Махачкала - Минск, 26-27 марта 2015 г. 6. Науменко Н. В., Ястребова Н. В. Роль и значение естественнонаучного образования при формировании ключевых компетенций студентов педагогических вузов / Современные исследования природных и социально- экономических систем. Инновационные процессы и проблемы развития естественнонаучного образования: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Географо-биологического факультета ургпу, 17-18 ноября 2016 г. Екатеринбург ∕∕ ред. Янцер О.В., Ванюкова Т.В., Иванова Ю.Р.: ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2016. – С.339. 7. Прикладная химия / Суханкина Наталья Владимировна, Козлова-Козыревская Алла Леонидовна, Никандров, Виталий Николаевич, Науменко Наталья Владимировна 8. Теоретическая и практическая подготовка студентов педагогических специальностей к реализации идей концепции устойчивого развития. Науменко, Наталья Владимировна, 9. Управленческие компетенции руководителя образовательного учреждения в контексте реализации идей образования для устойчивого развития // Науменко Наталья Владимировна, Сологуб Наталья Станиславовна / " Профессиональные компетенции современного руководителя как фактор развития» - Минск, АПО", 2017. – с.133-135. 10. Компетентностный подход в методической подготовке педагога с географическим образованием // Науменко, Наталья Владимировна, Ермолович, М. М. 2017 / Географические аспекты устойчивого развития регионов Гомель ГГУ им. Ф. Скорины (Электронное издание) с.747-750 11. Microbiological Activity of the Optimized Sod-Podzolic Soil as an Important Element of Stability of Agroecosystems Науменко, Наталья Владимировна; Сологуб, Наталья Станиславовна 12. Науменко Н.В., Ермолович М.М. Диагностика развития профессиональных компетенций учителя географии / Н.В. Науменко, М.М. Ермолович // Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа – университет – предприятие» [Электронный ресурс]: ХІ международная научно-методическая конференция (Гомель, 23–24 ноября 2017 г.) [материалы]. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2017. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM) – с. 462 – 466. - http://agss-conf.org/sch-vuz/public/sch-vuz-2017.pdf . 13. Общие вопросы методики преподавания географии (в схемах и таблицах): учебно-методическое пособие / М.М. Ермолович, Н.В. Науменко, Н.А. Шевцова. Мн.: БГПУ, 2017. - 100 с. 14. Принципы формирования профессиональных компетенций учителей естественнонаучных дисциплин / Н.В. Науменко, М.М. Ермолович, Огородник В.Э., Путик А.А. // Республиканская научно-практическая конференция «Современные проблемы естествознания в науке и образовательной практике» 24-11-2017 г., БГПУ г. Минск. - Минск: БГПУ. 15. Методическая подготовка учителей географии и подходы к оценке формируемых компетенций / М. М. Ермолович, Н. В. Науменко, // Материалы конференции «Инновационные подходы в образовательном процессе высшей школы: национальный и международный аспекты», Полоцкий государственный университет: 2018. – С.343-346 16. Новые образовательные технологии как средство формирования экологического мировоззрения / Науменко Наталья Владимировна, Сологуб Наталья Станиславовна //Научная школа Т.И. Шамовой. В 2 ч. Ч. 1. – М.: 5 за знания; МПГУ, 2018.С. 305-309 РИНЦ 17. Методические аспекты включения идей устойчивого развития в содержание общего среднего географического образования / Науменко Наталья Владимировна, Ермолович Марина Михайловна, //Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем. В 2 ч. Ч. 1. – М.: 5 за знания; МПГУ, 2018.С. 391-394 РИНЦ 18. Особенности непрерывного экологического образования и воспитания как гарантия устойчивого развития личности и общества / Науменко Наталья Владимировна, Какарека Элеонора Викторовна//Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем. В 2 ч. Ч. 1. – М.: 5 за знания; МПГУ, 2018.С. 394-397 Р 19. Navumenka N., Salahub N. Optimization of Soils and Agroecosystems by Method of Applying Peat and Sapropel / N.Navumenka, N.Salahub // 2 ND International Conference «Smart Bio» 03-05 May 2018. – Kaunas. – P. 220 20. Науменко Н.В., Сологуб Н.С., Сотрудничество БГПУ и университета г. Хильдесхайм – потенциал расширения возможностей ОУР при подготовке будущих педагогов // Глобальные цели – благополучие каждого / Сборник материалов декады «Образование для устойчивого развития» 25 сентября-4 октября 2017 года/Минск, БГПУ, 2018. – с.83-86 21. Науменко Н.В.Географическое образование для достижения целей устойчивого развития // Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор» сборник статей II Международного симпозиума 6-7 декабря 2018 г. / Минск, БГПУ, 2018. – с.86-87 22. Navumenka Natallia Geographical education as a tool for achieving sustainable development goals// Образование в интересах устойчивого развития для всех поколений – социальный договор» сборник статей II Международного симпозиума 6-7 декабря 2018 г. / Минск, БГПУ, 2018. – с.248-250 23. Navumenka, N., Salahub, N. Ecological Methods Of Soils Fertility Increase Of Light Granulometric Composition Of Belarus / N. Navumenka, N. Salahub // Smart Bio. 3 International Conference / – Kaunas, 02-04 May 2019: abstract book / Vitautas Magnus University. – Kaunas, 2019. 24. Salahub, N., Navumenka, N. Steam Approach To The Process Of Future Teachers Training In Natural Sciences / N. Salahub, N. Navumenka // Smart Bio. 3 International Conference / – Kaunas, 02-04 May 2019: abstract book / Vitautas Magnus University. – Kaunas, 2019. – P.214. 25. Сологуб, Н.С., Науменко, Н.В. Межфакультетский STEAM-центр БГПУ как инновационный механизм реализации взаимодействия участников образовательного процесса / Н.С. Сологуб, Науменко, Н.В. // Проблемы устойчивого развития регионов Республики Беларусь и сопредельных стран: сб.ст. VIII Международной научно-практической интернет-конференции. – Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2019. – С.129-132. 26. Navumenka, N., Salahub, N. Ecological Methods Of Soils Fertility Increase Of Light Granulometric Composition Of Belarus / N. Navumenka, N. Salahub // Smart Bio. 3 International Conference / – Kaunas, 02-04 May 2019: abstract book / Vitautas Magnus University. – Kaunas, 2019. 27. Salahub, N., Navumenka, N. Steam Approach To The Process Of Future Teachers Training In Natural Sciences / N. Salahub, N. Navumenka // Smart Bio. 3 International Conference / – Kaunas, 02-04 May 2019: abstract book / Vitautas Magnus University. – Kaunas, 2019. – P.214. 28. Науменко Н.В., Шевцова Н.А., Тарновецкая Н.В. Человек и мир. 5 класс. Рабочая тетрадь//Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск. «Экоперспектива», 87 С. 29. Науменко, Н.В., Какарека, Э.В. Развитие метапредметных компетенций студентов как основа организации предметной подготовки специалистов на факультете естествознания. / Н.В.Науменко, Э.В.Какарека // Вести БГПУ, серия «Педагогика. Психология. Филология», № 3, 2019. – с. 16 – 21. 30. Науменко, Н.В., Какарека, Э.В.Технологический подход в обучении студентов как средство развития метапредметных компетенций будущих педагогов. Находится в редакции журнала «Геаграфiя. Праблемы выкладання». 31. Науменко, Н.В., Какарека, Э.В.Интерактивное обучение как важный компонент предметной подготовки студентов педагогического вуза для развития метапредметной компетентности / Н.В.Науменко, Э.В.Какарека // депонированный сборник БГУ. – Мн., 2019. – С.98 – 104. 32. Науменко, Н.В., Какарека, Э.В. Разработка обновленного содержания предметной подготовки педагогов естественнонаучного образования к формированию у обучающихся личностных и метапредметных компетенций / Н.В.Науменко, Э.В.Какарека // Вести БГПУ, серия «Физика. Математика. Информатика. География. Биология», № 3, 2019. – с. 89 – 94. |
|
|
![]() |
![]() |
|
Должность: старший преподаватель кафедры географии и экологии человека Профессиональная деятельность: Окончила факультет естествознания БГПУ в 2003 г. Окончила в 2004 г. магистратуру по специальности «География» и в 2007 г. аспирантуру по специальности «Почвоведение». Обучение в аспирантуре и магистратуре совмещала с работой в учреждениях образования г. Минска. С 2007 года старший преподаватель факультета естествознания БГПУ. На протяжении пяти лет – с 2012 года по 2017 год совмещала преподавательскую работу с выполнением обязанностей специалиста в учебно-методической лаборатории информационно-коммуникационных технологий в естественнонаучном образовании факультета естествознания. С 2017 по 2019 гг. работала в должности заместителя начальника координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития». Учебная работа: Ведет занятия по дисциплинам: «Физическая география материков и океанов», «Основы общего землеведения». Область научных интересов и научная работа: Является руководителем студенческой научно-исследовательской лаборатории «Информационно-коммуникационные технологии в естественнонаучном образовании». Занимается вопросами подготовки студентов к использованию STEAM-подхода в профессиональной деятельности. В настоящее время является научным консультантом инновационного проекта «Внедрение модели междисциплинарной интеграции при изучении предметов естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов». Разрабатывает пути интеграции идей и принципов устойчивого развития в образовательное пространство вуза и школ. Является научным руководителем ресурсного центра Green Office BSPU. Другие виды деятельности: Куратор академической группы. Публикации за последние 5 лет 32 публикации:
|
|
![]() |
![]() |
|
Профессиональная деятельность: окончила факультет естествознания БГПУ им. М.Танка в 2004 г., с 2005 г преподаватель кафедры морфологии и физиологии человека и животных. Учебная работа: в настоящее время ведет практические и лабораторные занятия по дисциплинам:
Область научных интересов и научная работа:
Другие виды деятельности: Куратор академической группы Публикации за последние 5 лет 1. Лысый, Б.В. Рабочая тетрадь по анатомии : практикум для вузов / Б.В. Лысый, Т.В.Ровдо. - Изд.6-е. – Минск : БГПУ, 2018. – 132 с. 2. Абросимова, Т.В. Физическая культура личности как педагогическая проблема / Т.В. Абросимова // Медико-педагогические проблемы охраны здоровья учащихся и безопасности жизнедеятельности : материалы республиканской науч.-практ. интернет-конф., Минск, 30 мая 2017 г. / Бел. гос. пед. ун-т; редкол.: И.А. Жукова [и др.]. – Минск, 2017. - ISBN 987-985-541-391-3 3. Абросимова, Т.В. Экзаменационный страх и его вегетативные проявления у студентов факультета естествознания БГПУ / Т.В. Абросимова, Л.А. Николаева, А.В. Ярмакович // Современные проблемы естествознания в науке и образовательном процессе : материалы республиканской науч. - практ. конф., Минск, 24 ноября 2017 г. / Бел. гос. пед. ун-т; редкол.: И.А. Жукова [и др.]. – Минск, 2017. – с. 3-6 4. Николаева, Л. А. Некоторые особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы у учащихся / Л. А. Николаева, Н. А. Мышко, Т. В. Абросимова // Современные вопросы радиационной и экологической медицины, лучевой диагностики и терапии : сборник материалов межвузовской научно-практической интернет-конференции, Гродно, 10-11 мая 2018 г. / Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Учреждение образования "Гродненский государственный медицинский университет", Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии ; [редкол.: В. А. Снежицкий (отв. ред.), С. Б. Вольф, В. И. Шишко, М. Н. Курбат]. – Гродно, 2018. – С.173-178. 5. Абросимова, Т.В. Исследование распространенности фенотипических стигм СТД среди студентов факультета естествознания БГПУ имени Максима Танка / Т.В. Абросимова, С.Н. Чигирь // Сучасні тенденції розвитку освіти й науки : проблеми та перспективи: зб. наук. праць / [упорядник Ю.І. Колісник-Гуменюк]. – Київ – Львів – Бережани – Гомель, 2018. – Вип. 3. ‒ С. 344-347 6. Абросимова, Т. В. Физиология человека и животных : практикум : в 2 ч. / Т. В. Абросимова, И. А. Жукова, О. А. Ковалёва. – Минск : БГПУ, 2019. - Ч. 1. – 104 с. 7. Абросимова, Т. В. Физиология человека и животных : практикум : в 2 ч. / Т. В. Абросимова, И. А. Жукова, О. А. Ковалёва. – Минск : БГПУ, 2019. - Ч. 2. – 88 с. |
|
![]() |
![]() |
|
Кандидат биологических наук, доцент Профессиональная деятельность: Окончила биологический факультет Витебского Государственного университета им. П.М. Машерова, 2001 г С 2001 по 2003 г. работа в УО «Витебский Государственный университет им. П.М. Машерова» в должности ассистента преподавателя, затем преподавателя на кафедре химии. С 2004 работа в лаборатории генетики животных и обучение в аспирантуре ГНУ «Институт генетики и цитологии НАН Беларуси». В 2013 защитила кандидатскую диссертацию «Ассоциация полиморфных генов соматотропинового каскада с признаками молочной продуктивности у крупного рогатого скота». С 2019 г работа на кафедре морфологии и физиологии человека и животных БГПУ им. М. Танка Учебная работа: в настоящее время читает курсы лекций:
Область научных интересов и научная работа:
Публикации:
|
Ковалева Ольга АлександровнаДоцент
|
|
![]() |
![]() |
|
Профессиональная деятельность: Окончил факультет естествознания БГПУ имени М. Танка в 2013 году по специальности «География. Биология». С 2012 учитель биологии в ГУО СШ №8 г. Минска. В 2013 заведующий очной-заочной дистанционной школой изучения географии в УО «Республиканский центр туризма и краеведения». В 2015 г. преподаватель-стажер кафедры морфологии и физиологии человека и животных. В должности старшего преподавателя кафедры с 2021 года. Учебная деятельность: В настоящее время ведет практические и лабораторные занятия по следующим дисциплинам:
Область научных интересов и научная работа:
Другие виды деятельности:
Публикации:
|
|
![]() |
![]() |
|
Профессиональная деятельность: окончил факультет естествознания МГПИ в 1985г; с 1985 по 1990 год работал учителем географии и биологии в средней школе; с1990 года проходил обучение в аспирантуре СиМО АПН СССР (ОСО РАО); с 1994 года ассистент, а с 1996 г. – старший преподаватель кафедры экономической географии факультета естествознания; с 2017 г. – старший преподаватель кафедры морфологии и физиологии человека и животных. Учебная работа: в настоящее время читает курсы лекций:
Область научных интересов и научная работа:
Другие виды деятельности: куратор академической группы; заместитель декана по работе с иностранными студентами. Публикации:
|
|
![]() |
![]() |
|
Профессиональная деятельность: Окончила БГМУ в 1989 году, в 2011 году - ИПКиП БГПУ. В 1993 – 1999 г.г. ассистент, 2002 - 2015 г.г. старший преподаватель кафедры основ медицинских знаний, с 01.09.2015 работает на кафедре морфологии и физиологии человека и животных факультета естествознания БГПУ Учебная работа: в настоящее время читает курсы лекций и проводит практические занятия на факультете начального образования:
Область научных интересов и научная работа:
Другие виды деятельности: Руководитель СНИЛ «Университет здоровья» Куратор академической группы Публикации: 1.Готовность выпускников педагогического ВУЗа к оказанию первой помощи// Медико-педагогические проблемы охраны здоровья учащихся и безопасности жизнедеятельности : материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 6 дек. 2014 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: В. П. Сытый, Я. Ф. Комяк. – Минск, 2014. – С. 48–52. 2.Исследование коллективного здоровья младших школьников как элемент практико-ориентированного обучения студентов факультета начального образования// Медико-педагогические проблемы охраны здоровья учащихся и безопасности жизнедеятельности : материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 6 дек. 2014 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: В. П. Сытый, Я. Ф. Комяк. – Минск, 2014. – С. 53–56. 3.Руководство по безопасности жизнедеятельности человека: учеб. пособие/ В. П. Сытый [и др.]. – Минск : Тирас-Н, 2015. – 512 с. 4.Исследование современных проблем здоровьесберегающих технологий в учреждениях образования: отчет о НИР (заключ.) / Белорус. гос. пед. ун-т ; рук. В. П. Сытый. – Минск, 2015. – 78 с. – № ГР 20115436. 5.Информированность школьников и студентов о необходимости прививки от гриппа в контексте здорового образа жизни: материалы конференции/ Л. А. Николаева, Н. Г. Селезнева // Актуальные вопросы здорового образа жизни : материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 22 дек. 2015 г. / Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь ; редкол.: Г. В. Мережко (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2016. – С. 45–46. 6.Анализ здоровья здоровья младших школьников и формирование профессиональных компетенций у студентов факультета начального образования: материалы конференции/ Н.Г.Селезнева // Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы : материалы IV междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27 окт. 2016 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: Н. В. Жданович [и др.]. – Минск, 2016. – С. 191–192. 7.Актуальные проблемы профилактики гриппа и других острых респираторных инфекций среди студентов педагогического ВУЗа: материалы конференции/Н. Г. Селезнева, К. А. Товпенец, Д. И. Криводубская // Медико-педагогические проблемы охраны здоровья учащихся и безопасности жизнедеятельности : материалы респ. науч.-практ. заоч. интернет-конф., Минск, 30 мая 2017 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: И. А. Жукова [и др.]. – Минск, 2017. – С. 151–153. 8.Факторы риска развития сахарного диабета 2 типа у студентов педагогического ВУЗа: материалы конференции/ Н. Г. Селезнева // Медико-педагогические проблемы охраны здоровья учащихся и безопасности жизнедеятельности : материалы респ. науч.-практ. заоч. интернет-конф., Минск, 30 мая 2017 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: И. А. Жукова [и др.]. – Минск, 2017. – С. 154–155. 9.Гигиеническая оценка динамического компонента в образовательном процессе: материалы конференции / Н. Г. Селезнева, В. А. Янковская // Современные тенденции развития начального образования : материалы II междунар. студен. науч.-практ. заоч. конф., Минск, 19 апр. 2018 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: Н. В. Жданович [и др.]. – Минск, 2018. – С. 162–163. 10.Проведение медико-просветительной акции как способ формирования ответственного отношения студенческой молодежи к своему здоровью: материалы конференции/ Н.Г.Селезнева // Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы : материалы V междунар. науч.-практ. конф., Минск, 5 декабря 2018 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: Н. В. Жданович [и др.]. – Минск, 2018. – С. 189–192. 11.Основы медицинских знаний [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс для специальности 01-01 02 01 – Начальное образование/ сост. Н. Г. Селезнева. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 12.Основы педиатрии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс для специальности 01-01 01 01 – Дошкольное образование/ сост. С.Н.Чигирь, Н. Г. Селезнева. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). |
![]() Шебеко Людмила ЛеонидовнаКандидат медицинских наук
|
![]() Снагощенко Кирилл ИльичПреподаватель-стажер
|
Адрес: г. Минск, ул. Советская, 18
Аудитории: 43, 44, 45 – корп. 1; 316, 320 – корп. 3.
Телефон кафедры –