По следам Чарльза Дарвина
Знаешь ли ты представителей флоры и фауны своей местности? Но –не просто то, как они называются и как выглядят. А – почему? Почему тут живут, почему ведут такой – а не какой-то иной – образ жизни? Почему именно такой у них окрас? Почему у них именно такие лапы, именно такой клюв? и этих «почему» может быть очень много. И именно это и является «Знанием», поскольку позволяют понимать процессы, а не просто владеть какими-то фактами.
Зная все приспособительные возможности, которые в ходе эволюции сформировались у животных для успешного процветания в определенной среде обитания, человек может перенять у них этот опыт и создать приспособления уже для своего выживания.
На понимание этих аспектов и было нацелено STEAM-занятие «Выживает не только сильнейший» для учащихся 3-х классов. Занятие разработано научным руководителем проекта – старшим преподавателем кафедры географии и методики преподавания географии Сологуб Натальей Станиславовной в рамках программы работы STEAM-центра БГПУ. Это первое занятие в рамках STEAM-проекта «Природные сообщества» для учащихся начальных классов.
Базой проведения занятия стал филиал кафедры – ГУО «Средняя школа № 24 г. Минска». А провела его 18 января 2020 г. студентка 3-го курса факультета естествознания, член СНИЛ «ИКТ в естественнонаучном образовании» Анастасия Шамко.
Для более широкого охвата и в целях своеобразной рекламы STEAM-занятий группы были сборные: не только из школьников разных классов параллели, но и имеющих разный уровень успеваемости и познавательной деятельности. Занятие проходило в игровой интерактивной форме.
Во время занятия учащиеся погрузились в мир орнитологии. Им было доверено попробовать себя в роли юного помощника Чарльза Дарвина в изучении адаптации и эволюции птиц и млекопитающих (на примере представителей фауны Беларуси). Вместе с интерактивным исследователем – бобром Егором – они познакомились с биоразнообразием лесного сообщества, изучили особенности строения зубов млекопитающих и клювов птиц, провели эксперимент по адаптации птиц к условиям питания (приспособленность органов к потреблению различных видов пищи), научились составлять пищевые цепочки. У каждого ученика был свой журнал исследователя, в который они записывали свои ответы к заданиям и результаты эксперимента.
Заместитель директора, присутствовавшая на занятии, подводя его итоги, отметила большой познавательный и творческий потенциал STEAM-занятия. Она отметила, что концепция именно таких занятий, а также возможность их проведения в 6-ой школьный день позволяет развивать у детей исследовательские компетенции и активизировать познавательную деятельность. Такие занятия помогают детям в интерактивном режиме изучать проблемы, связанные с окружающей средой, мотивируют их к изучению чего-то нового, параллельно связывая это с их субъектным опытом, школьным материалом и перспективным обучением.
Отметим, что на занятии не осталось ни одного учащегося, который остался бы равнодушным к теме исследования. Дети высказывали предположения, проводили эксперимент, записывали свои наблюдения в журнал исследователя и обещали вернуться в ближайшую субботу для продолжения проекта.
В рамках проекта планируется проведение занятий каждую субботу.