Семинар-практикум в помощь студентам и молодым учителям
22 февраля 2018 г. на факультете естествознания был проведен семинар-практикум для студентов, учителей, профессорско-преподавательского состава по теме «Метапредметный подход как способ формирования положительной мотивации изучения географии». Проводила семинар старший преподаватель кафедры географии и методики преподавания географии Элеонора Викторовна Какарека. Мероприятие началось с краткой методической информационной справки о сущности метапредметного подхода и его составляющих: универсальных учебных действиях, фундаментальных образовательных объектах, ученическом целеполагании как основном факторе формирования мотивации. В своём выступлении Элеонора Викторовна также затронула вопрос о том, каким образом можно применять метапредметный подход на учебных занятиях по географии в школе.
Для отработки навыков молодым учителям и студентам были предложены 3 приема: «Четыре угла», «Принятие решения», «Вернисаж». Все приемы подразумевают групповую форму работы и владение учащимися навыками дискуссии. Молодые специалисты участвовали в дискуссии, принимали ответственные решения, показали, что способны уважать точку зрения других людей. Студенты в рефлексии отметили, что способность эффективно действовать в группе, т.е. соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в коллективе и устанавливать эффективное взаимодействие для достижения результата, являются очень важными метапредметными умениями.
Участие в семинаре-практикуме убедительно продемонстрировало будущим педагогам, что процесс обучения - это взаимодействие между его участниками. Любое действие, любое умение сначала появляется в общении, а в процессе обучения это умение «присваивается» каждым учеником. Таким образом, совместная работа в группе – это особая учебная ситуация с коллективно-распределенной деятельностью, а не случайное собрание и не обычное совместное времяпрепровождение. Содержание заданий было сформулировано в соответствии с программой по учебному предмету «География», что позволит учителям и студентам использовать их в своей деятельности для реализации метапредметного подхода в своей профессиональной деятельности.
Участники семинара выразили общее мнение о необходимости проведения цикла подобных методических семинаров-тренингов с приглашением на них высококвалифицированных учителей школ города Минска, в том числе выпускников факультета естествознания.