Контакты

поиск по сайту ▼

Факультет естествознания

Республика Беларусь, г. Минск,220030, ул. Советская, 18 корп. 3, 1 этаж, каб. 117

Телефоны:  +375 (17) 311 22 60
+375 (17) 311 22 61
+375 (17) 311 22 58

E-mail: estfac@bspu.by

 

 

 

События
Специальность «Природоведческое образование (биология и химия)»

Специальность 6-05-0113-03 Природоведческое образование (биология и химия)

Специальность «Природоведческое образование (биология и химия)» является классической для естественнонаучных факультетов педагогических вузов. Содержание образования по специальности  соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта. Обучение осуществляется по учебному плану, разработанному на основе типового учебного плана (регистрационный № 6-05-01-004/пр. от 02.12.2022). В соответствии с учебным планом студенты изучают дисциплины четырнадцати модулей. Данные модули позволят обучающимся получить основательные знания по всем основным направлениям биологической и химической науки. С перечнем учебных дисциплин специальности можно ознакомиться здесь.

Аудиторные занятия по дисциплинам специальности включают  лекции, позволяющие получать теоретические знания, а также лабораторные, практические и семинарские занятия, способствующие закреплению и углублению теоретических знаний, а также приобретению практических умений и навыков.  Практические и лабораторные занятия на факультете проводятся с использованием современного лабораторного оборудования, приборов, IT-технологий. По всем дисциплинам учебного плана разработаны учебно-методические комплексы (в т.ч. электронные и интерактивные), которые позволяют эффективно осуществлять образовательный процесс, а также организовывать самостоятельную работу студентов.

Важной составляющей образовательного процесса на специальности являются учебные и производственные практики. Всего на них отводится18 недели учебного времени. Учебные практики  позволяют закрепить знания, полученные в ходе аудиторных занятий, выработать навыки исследовательской деятельности, освоить методы наблюдений и сбора материала для написания выпускных квалификационных работ. Общая протяженность учебных практик составляет 11 недель. В рамках общебиологической подготовки студенты 1-3 курсов проходят практики: ботаническая, ботанико-зоологическая и зоологическая. Для этих целей на факультете эффективно используется агробиостанция «Зеленое»расположенная в окрестностях г. Минска. На ее территории, кроме учебного корпуса, есть дендрологический участок, где собраны распространенные и редкие древесно-кустарниковые растения; цветочно-декоративный коллекционный питомник; опытный пришкольный и производственный участки.

Производственные практики (на 3 и 4 курсах) проходят на базе образовательных учреждений г. Минска (как правило, это лучшие школы, гимназии и лицеи города). В ходе производственных практик студенты применяют приобретенные ими теоретические знания по педагогике, психологии и дисциплинам специальности – биологии, химии, а также овладевают методическими приемами учебной и воспитательной работы с обучающимися, приобретают навыки урочной и внеурочной работыпроведения исследований педагогического и научно-методического характера. Всего на производственные практики отводится 11 недель учебного времени. Успешной адаптации обучающихся к условиям учреждений образования, на базе которых организуются производственные практики, способствует проведение учебных практик на 1 и 2 курсе в учреждения образования – это ознакомительная и учебно-поисковая практика.

Обучающиеся по специальности «Природоведческое образование (биология и химия)» являются неотъемлемой частью многочисленного и дружного коллектива факультета естествознания. Помимо учебной деятельности, они имеют возможность участвовать в разнообразной и многогранной общественной жизни факультета и университета. Повышению мотивации студентов к обучению способствуют:

  • помощь студентам первокурсникам в адаптационный период, как со стороны преподавателей, так и со стороны старшекурсников (тьюторов);
  • активное включение всех студентов в общественную жизнь факультета и университета;
  • внедрение форм внеаудиторной работы, способствующих раскрытию творческого потенциала обучающихся (КВНы, студенческие тематические капустники (посвящение в первокурсники, праздник медиума и последнего звонка и т.п.), образовательные проекты «День птиц», «День Урожая» и т.д.;
  • организация досуга совместно с кураторами студенческих групп (посещение музеев и театров г. Минска, экскурсии, тематические вечера и кураторские часы);
  • активное привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности для повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, способных творчески мыслить и применять в практической деятельности исследовательские умения и навыки;
  • расширение внеаудиторной работы со студентами, способствующей укреплению и сохранению их здоровья, посредством привлечения студентов в спортивные секции, соревнования, многообразные формы физического воспитания (спортивные соревнования, туристические слеты, Дни здоровья, беседы, лекции, тематические диспуты о вреде курения, наркомании, алкоголизма);
  • участие студентов-старшекурсников в профориентационной работе (Дни открытых дверей, профориентационные мероприятия в период педагогической практики, выездные мероприятия в учреждениях образования Республики Беларусь).

На факультете активно работают Студенческое научное обществостуденческие научно-исследовательские лабораториикружок «Поиск»клуб «ЗОЖ», студенческий научный клуб «Здоровый образ жизни», волонтерский клуб «Незабудка». Ежегодно проводится студенческие научные конференции, по итогам которой издается сборник студенческих научных работ. Продолжить обучение и научно-исследовательскую деятельность студенты могут в магистратуре и аспирантуре.

Выпускнику, освоившему учебный план по специальности «Природоведческое образование (биология и химия)» присваивается степень «Бакалавр» и квалификация специалиста «Преподаватель». Данный специалист владеет системой научных знаний в области биологии и химии, умеет определять учебно-воспитательные задачи в преподавании биологии и химии, адаптировать содержание учебного материала с учетом возраста обучающихся, выбирать оптимальные формы и методы учебной деятельности. Это позволяет успешно осуществлять педагогическую деятельность по следующим направлениям:

  • преподавание биологических, химических, экологических дисциплин;
  • осуществление научно-методической работы;
  • осуществление организаторской и воспитательной работы;
  • ведение кружковой работы в общеобразовательных учебных заведениях и внешкольных организациях.

Глубокие и обширные знания в разных областях естествознания, прочные навыки практической работы – исследовательской и педагогической, умение свободно мыслить, знание законов природы и умение применять эти знания на практике, коммуникабельность, умение работать в команде и самостоятельно – весь этот набор качеств, приобретенных во время учебы по специальности «Природоведческое образование (биология и химия)», позволяет нашим выпускникам  не только успешно работать в педагогической сфере, но и легко найти себя в других профессиях  и областях деятельности, где востребованы мыслящие, креативные, трудолюбивые сотрудники. Наши выпускники успешно работают в научных, исследовательских, коммерческих, административных структурах.