Китай, Япония, Туркменистан. Совместное путешествие студентов 4 курса и учащихся филиала кафедры географии
Продолжая традицию проведения совместных занятий студентов 4 курса специальности «Биология и география» и учащихся филиала кафедры географии и методики преподавания географии на базе ГУО «Средняя школа №24 г. Минска» старшим преподавателем кафедры Натальей Леонидовной Борисовой была организована и проведена серия семинаров по «Социальной и экономической географии стран мира».
Особенностью занятий являлось активное использование игровых технологий на пример метода «Деловая игра», который позволяет активно погружать в исследуемую проблематику всех участников, равномерно распределяя роли.
Первое занятие по теме «Сравнительная экономико-географическая характеристика Китая и Японии» прошло под названием «Битва цивилизаций». Задача студентов состояла в разностороннем представлении своих стран, а учащихся, выступающих в роли экспертов, – в анализе соответствия представленного материала плану и заявленной тематике, а также – подведении итогов.
Лейтмотивом следующего семинарского занятия стали «Дни туркменско-белорусской дружбы». Занятие было посвящено географии и культуре Туркменистана. Вся организация и подготовка к семинару: распределение ролей специалистов (по демографии, экономике, туризму), подготовка презентации и музыкального сопровождения и даже – подготовка блюд национальной кухни, полностью осуществлялась студентами из Туркменистана. Остальные студенты и учащиеся филиала были объединены в группу экспертов.
В результате и студенты и учащиеся за время совместных занятий не только обобщили и систематизировали материал, но и смогли расширить кругозор, усовершенствовать навыки организации исследовательской деятельности и умения работать в группах.
Кроме того, и студенты – будущие учителя и школьники единодушно отметили: использование деловой игры в образовательном процессе обусловлено её неисчерпаемым педагогическим потенциалом, а также возможностями проектного обучения, выполняющего функцию носителя учебной задачи (проблемы), возможностью использовать данные методы в дальнейшей работе в школе.
Подводя итог совместного путешествия, следует отметить, что применение метода деловых игр при подготовке студентов к внеклассной работе по географии открывает большие возможности для их самостоятельной работы, повышает интерес студентов к педагогической деятельности и процессу обучения; позволяет им чувствовать себя субъектами, а не объектами деятельности в учебном процессе.